Продление сроков эксплуатации энергоблоков АЭС - общепринятая мировая практика. Финляндия Чехия, Венгрия продолжили эксплуатировать атомные энергоблоки до 50 лет, в США - до 60-ти. Франция продолжила работу двух энергоблоков, Германия - шести блоков, Великобритания - восьми, США - 54.
С 23 ноября 2018 до 6 августа 2019 (257 суток) энергоблок №1 выведен в плановый ремонт для проведения необходимого комплекса работ по модернизации, реконструкции, замены оборудования, которое исчерпало проектный ресурс, на современное, отвечающее требованиям безопасной эксплуатации атомного энергоблока.
Сейчас идут 61-е сутки ремонта.
«Ремонтные работы в разгаре, - рассказывает начальник энергоремонтного подразделения (ЕРП) Хмельницкой АЭС Владимир Харченко. - Нынешний ППР особый даже для бывалых ремонтников. Одно дело - проведение ежегодных плановых ремонтных кампаний и совсем другое - такой длительный процесс с большим объемом модернизационных мероприятий. Именно их реализация иногда ставит перед фактом необходимости выполнения дополнительных, ранее запланированных работ. Ведь все предусмотреть в идеале просто невозможно».
Ремонтные работы продолжаются полным фронтом, на площадку зашли все подрядчики, задействованные в планово-предупредительном ремонте (ППР), в частности - ОП «АРС», ООО «Дживерсбуд», ООО «Мотортех», ООО «ЮТЕМ-инжиниринг». Поэтапно выполняются все запланированные мероприятия.
Среди важных штатных работ, запланированных на этот длительный ППР - модернизация перегрузочной машины первого энергоблока. Она бесперебойно отработала все 30 лет, а теперь требует существенного обновления. Все основные несущие детали остаются, а вот схемы управления, телевизионные системы, электродвигатели, кабельная продукция меняется в полном объеме. Работы выполняют и контролируют представители венгерского завода-изготовителя вместе с субподрядчиками, ремонтный персонал ХАЭС сопровождает процесс.
Очень интересна с инженерной точки зрения и существенная работа - замена подогревателя низкого давления в машинном зале первого энергоблока. Оборудование из ряда крупногабаритных (48 тонн), чтобы его демонтировать, нужно временно демонтировать другое оборудование, а также некоторые трубопроводы разного диаметра, вывезти из машзала, доставив вместо сюда другой подогреватель со складского хозяйства, для чего нужно не только четкое выполнение инженерно-технических решений согласно ППР, но и соответствующее оборудование.
Ход ремонта и работ по модернизации и продления срока эксплуатации анализируется на ежедневных совещаниях под руководством главного инженера станции. Понимание совместной деятельности и общей ответственности позволяет эффективно двигаться вперед.
|