Как и предполагалось, из затянувшегося проекта освоения Штокмановского месторождения может выйти норвежская Statoil. Сегодня этот вопрос будет обсуждаться у президента Владимира Путина. “Газпром” конфликтует со Statoil из-за схемы разработки месторождения и хочет, чтобы ее место заняла англо-голландская Shell, с которой монополия работает на Сахалине. Выход из проекта может обернуться для Statoil убытками, но на фоне конфликта с “Газпромом” компания уже договорилась о партнерстве на шельфе с “Роснефтью”, пишет “Коммерсантъ”.
Сегодня президент Владимир Путин встретится с главами “Газпрома” Алексеем Миллером и Statoil Хельге Лундом, рассказали источники, знакомые с ходом подготовки мероприятия. Речь пойдет о перспективе выхода Statoil из проекта разработки Штокмановского месторождения на шельфе Баренцева моря с запасами 3,9 трлн кубометров газа. Документов подписывать не планируется, пока идет лишь обсуждение “принципиальных моментов”. В “Газпроме” от комментариев отказались, телефон представителя Statoil Борда Педерсена вчера не отвечал, как и телефон пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова.
Место Statoil в Штокмане может занять англо-голландская Shell, утверждают источники в “Газпроме”. Во всяком случае этого хочет монополия, потому что у партнеров есть успешный опыт работы в рамках проекта “Сахалин-2″. Собеседники уверяют, что другой партнер “Газпрома” по Штокману, французская Total, покидать проект пока не собирается, хотя, по сведениям, там также недовольны ситуацией вокруг месторождения. В Shell и Total от комментариев отказались.
В среду о возможности изменения “состава участников” Штокмана заявил зампред правления “Газпрома” Виталий Маркелов. По его словам, о новом составе акционеров (сейчас проект на 51% принадлежит “Газпрому”, на 25% — Total и на 24% — Statoil) может быть объявлено на Петербургском экономическом форуме.
Ситуация вокруг проекта освоения Штокмана и так непростая. Ожидаемые капзатраты ($30 млрд) оказались гораздо выше тех, что предполагались изначально ($20 млрд), налоговых льгот нет. Чтобы снизить затраты, участники захотели отказаться от строительства подводного газопровода с шельфа на берег и установки комплексной подготовки газа на берегу, построив только завод СПГ. На полное изменение схемы, утверждавшейся годами, было отведено всего три месяца, и схема пока не готова. Принятие инвестрешения все время откладывается (теперь на 2013 год).
При этом, утверждают источники в “Газпроме”, “норвежская сторона ни на что толком не соглашается, ведет себя крайне нервно” и быстро договориться об изменении схемы разработки Штокмана не представляется возможным. Алексей Миллер “в одной из недавних внутренних бесед” прямо упомянул, что готов расстаться с норвежцами, говорит один из сотрудников “Газпрома”. Официально Statoil демонстративно поддерживает новую схему разработки Штокмана, которая исключает поставки трубопроводного газа. Однако компания активно дистанцируется от этой идеи, подчеркивая, что она “принадлежит “Газпрому”". Если место Statoil займет Shell, это будет более понятный партнер для “Газпрома”, отмечает Виталий Крюков из “ИФД-Капитала”, но с приходом нового участника в проект сроки принятия инвестрешения по нему могут затянуться еще больше.
Statoil при этом придется либо списывать сделанные инвестиции как убыток, либо пытаться договориться с “Газпромом” о возмещении затрат. Общие вложения партнеров в Штокман оцениваются в $1,5 млрд (распределение долей неизвестно). В основном это затраты на строительство двух полупогружных платформ, до Штокмана так и не дошедших (они построены, но приписаны на Сахалине).
Вопрос взаимных финансовых претензий еще будет обсуждаться, а сейчас важнее политическое одобрение факта выхода Statoil из проекта, говорит источник в “Газпроме”. В 2011 году Владимир Путин лично обещал, что инвестрешение по Штокману будет принято не позднее декабря, но сроки были сорваны. Весной главы “Газпрома”, Total и Statoil приходили к господину Путину, чтобы заверить его, что все три компании в проекте остаются. Но достойный путь отступления у Statoil есть — компания недавно договорилась о партнерстве на российском шельфе с государственной “Роснефтью”. Михаил Корчемкин из East European Gas Analysis добавляет, что “все необходимое от участия Statoil именно в Штокмане норвежская сторона уже получила, Норвегия смогла выторговать у России выгодные условия раздела спорного сектора Баренцева моря”.
|