Мечта Владимира Путина о том, чтобы Россия вернула себе заслуженное, по его мнению, место на мировой арене, стала еще ближе благодаря двустороннему соглашению с США. Оно подкрепит надежды Москвы на вступление во Всемирную торговую организацию. Теперь дело за Москвой - ей предстоит показать, что она готова соблюдать нормы мировой торговли.
К настоящему моменту Путин в этом преуспел мало. Он использует торговую политику для наказания досаждающих соседей и без уважения относится к зарубежным инвесторам. Договор с США, который американские и российские чиновники, как ожидается, подпишут в ближайшие выходные в Ханое, напоминает о том, сколь далеко зашла Россия, и о том, какой путь ей еще предстоит пройти.
Шагом вперед является представление Россией Соединенным Штатам более полного доступа к ее рынкам. Она снизит пошлины и устранит иные барьеры на пути американской сельскохозяйственной продукции, в особенности мяса и продуктов биотехнологий. Средние пошлины на промышленные товары также будут снижены с нынешних 11,1 до 8,2% - эти приблизит их к уровню пошлин, существующих в США, Евросоюзе и Японии, и это ниже, чем в Бразилии и Индии.
Тем не менее, Вашингтон указывает новым членам ВТО на один из наиболее важных вопросов, касающихся России и торговли с ней. Этот вопрос - защита прав интеллектуальной собственности. Официальные лица в США говорят, что многосторонние переговоры о проблемах интеллектуальной собственности застопорились. Подчеркивается, что Россия должна подтвердить выполнение на практике существующего законодательства об интеллектуальной собственности, прежде чем принимать новые законы. Считается, что ЕС сохраняет твердую позицию по данному вопросу, однако это также спорно, учитывая заметный раскол внутри блока об отношении к Москве и к европейской зависимости от российской энергии.
В любом случае, договор с США означает прогресс - если Россия будет выполнять его условия. А сейчас это "если" звучит особенно серьезно. Спросите Royal Dutch Shell - компанию, на которую Москва оказывает давление, заставляя ее изменить условия нефтегазового проекта "Сахалин-2" ценной в 20 млрд долларов по надуманным экологическим причинам.
Это обычное явление в политике Кремля при Путине. Начав с грабежа акционеров ЮКОСа посредством насильственного банкротства концерна, Кремль продолжил действовать без уважения к закону и международным стандартам ведения бизнеса, добиваясь контроля над наиболее прибыльными отраслями. Энергетика в этом плане лишь наиболее яркий пример. Москва нарушала свои обязательства по договорам с американскими компаниями во всех сферах - он энергетики до аэрокосмической отрасли.
Кроме того, Кремль прибег к наказанию прозападных правительств Грузии, Молдавии и Украины, подняв цены на природный газ, который поставляет государственная компания "Газпром" (фактически обладающая монопольным правом на установление цен). Вдобавок был запрещен импорт вина, минеральной воды и прочих товаров из этих стран. (Здесь за Грузией и Молдавией может остаться последнее слово, поскольку для вступления в ВТО России необходимо подписать двусторонние соглашения еще и с ними.)
Разрешение России вступить в ВТО может отчасти смягчить эти проблемы, поскольку даст зарубежным сторонам возможность добиваться пересмотра этих решений. Но здесь все зависит от того, насколько жестко будут вести себя 150 членов организации во время многосторонних переговоров с Москвой. Несмотря на то что вопросы энергетики в ВТО не обсуждаются отдельно, страны-участницы могут настоять на предоставлении гарантий по контрактам в целом.
Поскольку Москва не слишком идет навстречу по другим геополитическим вопросам - главным примером здесь служит иранская ядерная программа - некоторые считают, что Вашингтону следовало бы отложить подписание договора, чтобы добиться сотрудничества или в качестве наказания Путину за отступление от демократии. Но смешивать торговлю с политикой - это как раз то, за что критикуют Россию, и США приняли верное решение не играть в такие игры.
В этой ситуации лучше включить Россию в мировую торговую систему, живущую по правилам, и не путать торговые споры с политикой. В противном случае это умаляет роль торговли, а она является нашим лучшим инструментом в борьбе против бедности и за поддержание мира. Подлинной ошибкой стало принятие России в "большую восьмерку" - клуб наиболее развитых государств. У Путина появилась возможность на короткой ноге общаться с настоящими демократами, и ему удалось использовать свое председательство в "восьмерке" в нынешнем году для агрессивного навязывания собственных взглядов, причем это совпало в его наступлением на политических противников и меньшинства. Но, если не пускать Россию в ВТО, эту ошибку все равно не исправишь.
Наоборот, членство в ВТО (когда Россия докажет, что готова к нему) поможет разрешить некоторые более серьезные вопросы. Хотя высокие цены на нефть позволили России наполнить казну и ударили Путину в голову, в целом экономика страны остается достаточно отсталой, доход на душу населения составляет лишь 4460 долларов в год. Либерализация торговли - один из способов решить эту проблему, как это удалось сделать бывшим советским республикам Эстонии (где в 2005 году доход на душу населения составил 9100 долларов) и Литве (7050 долларов).
То, что политика не повлияет на вступление России в ВТО, вовсе не означает, будто мир делает Путину подарок. Даже после подписания соглашения с США России придется еще многое сделать, чтобы стать членом организации. Если она справится с этой задачей, то ее следует встретить радушно.
|