Нефтегазовые компании начинают большую энергетическую битву за богатства Арктики, пишет El País. По данным Геологической службы США, арктические запасы нефти составляют 90 млрд баррелей, а газа - 1670 биллионов кубических футов. По независимым подсчетам, рыночная стоимость арктических запасов нефти - 5,5 биллионов евро. Как отмечает корреспондент Мигель Анхель Гарсиа Вега, "несмотря на различия в оценках, никто не ставит под сомнение огромный потенциал Арктики".
Крупные нефтяные компании, испытывающие недостаток в свободном доступе к месторождениям, заинтересованы в разработке арктических запасов, открытых для коммерческой эксплуатации. По мнению издания, в Арктике начинается "новая золотая лихорадка". Когда в прошлую среду Россия и Норвегия после 40-летних споров определили общую границу в Арктике, все аналитики тут же поняли, что за этим соглашением стоят нефть и газ, ведь 70% потенциальных арктических запасов находятся на российской территории, в основном - в самой западной зоне, подчеркивает газета.
"Нефтяные компании считают Арктику крупным энергетическим месторождением, но хотят разрабатывать его без лишнего шума. То, что произошло с ВР в Мексиканском заливе, стало для них уроком", - пишет газета. Представители ExxonMobil, Chevron, Repsol признают, что готовятся к разработке месторождений в Гренландии и Канаде, но отказываются сообщать подробности. Но одна компания уже перешла от слов к делу: у шотландской Cairn уже есть две скважины в заливе Баффина и разрешения на разработку еще восьми блоков.
Парадокс в том, что глобальное потепление стало неожиданным союзником нефтяных компаний. "Изменение климата и таяние льдов способствуют появлению новых маршрутов транспортировки газа и нефти", - отмечает эксперт по энергетическим ресурсам Барселонского университета Мариано Марсо. Кроме того, повышение температур создает более благоприятные условия для добычи углеводородов. Россия осознает возможности, которые потепление предоставляет для жизненно важного для нее Северного морского пути: в случае потепления он может стать "альтернативой Суэцкому или Панамскому каналам, сократив расстояние между Европой и Дальним Востоком почти на 40%, а транспортные расходы на транспортировку нефти из северных областей России на 40%", признает профессор Королевского института Элькано Антонио Санчес.
Получается простое уравнение: таяние льда в Арктике и последующий рост температур открывают новые пути для добычи газа и нефти, пишет газета.
|