В 1970 году канцлер Германии Вилли Брандт и советский генсек Леонид Брежнев подписали договор "газ-трубы", согласно которому Германия начала поставлять Советскому Союзу трубы большого диаметра и покупать советский газ. Сделка с классовым врагом была чем-то большим, чем просто сделкой. Это был сигнал к разрядке в самый разгар холодной войны: новый газопровод должен был соединить друг с другом Восток и Запад. "Это - начало очень длительного сотрудничества", - торжествовал тогда Брежнев.
Сейчас все опять крутится вокруг газа и газопроводов, но ни о какой разрядке не идет и речи, говорится в редакционном материале немецкого журнала Focus. Старая "газовая дипломатия", наоборот, ушла в прошлое, а в новой дипломатии основной упор делается на конфронтацию и разграничение. С начала кризиса на Украине нефть и газ стали оружием, констатирует издание. Так, в июне "Газпром" прекратил поставки газа на Украину за долги. На прошлой неделе министр энергетики России Александр Новак пригрозил остановить поставки газа в страны Европы, если они наладят его реэкспорт на Украину. В Польше, Австрии, Словакии и Румынии уже говорят о снижении объемов поставок газа из России.
По информации правительственных кругов Германии, президент Путин отдал распоряжение проанализировать, какие европейские государства пострадали бы больше всего от прекращения поставок российского газа. "Кремль целенаправленно ищет слабые места, - говорит глава варшавского Института энергетических исследований Анджей Сикора. - Нужно это для того, чтобы знать, какое правительство быстрее всего изменит свою позицию в вопросе санкций и как этого добиться". Сикора уверен, что после Первой и Второй мировой и после холодной войны Европу, закупающую у России треть всего потребляемого газа, "теперь ждет еще и газовая война".
Эксперты считают, что газовую войну не удастся предотвратить, даже несмотря на то, что Украина и Россия подписали в прошлую пятницу так называемый "зимний пакет", предусматривающий выплату Киевом 3,1 млрд долларов долгов в текущем году и поставку Москвой 5 млрд кубометров газа по предоплате.
Наиболее вероятные сценарии газовой войны, говорится далее, - это перебои с поставками газа через территорию Украины. Самым опасным месяцем в этом случае, по мнению специалистов, станет февраль, поскольку европейские газохранилища к этому времени уже достаточно опустеют. По оценкам ученых Института по изучению экономики энергетики при Кельнском университете, неделя экстремальных холодов в феврале может стать причиной перебоев и нехватки 16% газа в Германии. Если же соседние страны начнут давить на Германию, с тем чтобы она предоставила свои газовые резервы в распоряжение Евросоюза, "запасы закончатся очень быстро", говорит бывший депутат немецкой ХДС, а ныне руководитель Европейского центра энергетической и сырьевой безопасности Фридберт Пфлюгер. Первыми странами, у которых начнутся проблемы с газоснабжением, станут страны Балтии, Финляндия и страны Юго-Восточной Европы, уверен Пфлюгер. "Они закупают весь свой газ в России и не имеют достаточных запасов". Первые перебои в этих странах начнутся уже через три месяца, считают в Кельнском университете.
Помимо этого, многие европейские политики и эксперты с недоумением указывают на тот факт, что Германия сама передала контроль над некоторыми немецкими газопроводами и газохранилищами стране, которая в любой момент может закрыть вентиль. В частности, сразу три газохранилища на юге Германии перейдут в собственность российского олигарха Михаила Фридмана после продажа немецким концерном RWE его дочернего предприятия Dea. Еще более значима покупка немецкого концерна Wingas российском "Газпромом", в результате чего под контролем Кремля может оказаться газохранилище в нижнесаксонском городе Реден, являющееся самым крупным во всей Западной Европе. Депутат СвДП Михаэль Тойрер указывает на это слабое место и призывает в случае конфликта "национализировать объекты", говорится в публикации.
Каких-либо альтернатив российскому газу за короткие сроки найти невозможно, добавляет Focus. Газ, в отличие от нефти, преимущественно транспортируют по газопроводам. В настоящее время еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Эттингер ведет переговоры с Норвегией об увеличении поставок газа в Европу, но самое большое, что Осло может предложить ЕС, - это увеличение на 10%. Остается только импорт сжиженного газа, но его количество на международном рынке, по словам эксперта Пфлюгера, ограничено и стоит он дорого. К тому же новые терминалы в Литве и Польше еще не достроены.
|