$IMAGE1-left$ Бюджетные проблемы в отдельных американских штатов становятся все масштабнее, и проблемы с наполнением казны испытывают уже очень многие. И, судя по отдельным показателям, сама по себе ситуация не улучшится. Последней новостью стало сообщение о прогнозе по росту бюджетного дефицита в Луизиане до $1,6 млрд за финансовый год, который начинается 1 июля. Причиной падения доходов стало резкое падение цен на нефть и ошибки в планировании. Moody’s Investors Service и S&P уже заявили о том, что снизят кредитный рейтинг Луизианы, если чиновники не придумают способ добиться стабильности бюджета. На прошлой неделе регион впервые в этом году разместил долговые бумаги на $335 млн, доходность по которым оказалась значительно выше, чем в ноябре прошлого года. По некоторым бумагам затраты по займам выросли более чем в два раза. Эксперты говорят, что властям придется сокращать расходы по всем направлениям, и другого выхода нет. Проблема в том, что доходы за счет продажи нефти и газа генерируют 13% всех доходов, и они упали на 40% с середины 2014 г. В первую очередь, будут снижены расходы на такие программы, как высшее образование. И это должно сильно испугать покупателей облигации. Скорее всего, бумаги будут распродаваться. Доходность будет расти, а это означает, что разместить новый долг будет крайне сложно, и решить проблемы за счет привлечения финансирования будет невозможно. По данным Associated Press, на предстоящий финансовый год по меньшей мере 22 штата ожидаются дефицита бюджета. И это ставит вопрос об экономической стабильности в целом. "В конце концов, если штаты борются с дефицитом бюджета в настоящее время, когда экономическая экспансия приближается к шестой годовщине, то что будет с их состоянием, когда начнется замедление экономики?", - задается вопросом кредитный аналитик Габриэль Петек. Застой в росте налоговых поступлений, отсутствие благоприятных прогнозов и экономическая неопределенность не позволяют увеличивать заработную плату, поэтому доходы населения не успеваю расти вслед за увеличением населения и ростом расходов на здравоохранение и образование. И все усилия, которые должны были помочь увеличить доходы штатов, не принесли тех результатов, которые ожидались. С точки зрения налоговых поступлений, финансовых резервов и уровня занятости, большинство штатов так и не смогли вернуться к докризисным уровням, хоте прошло уже почти 6 лет. В Алабаме, например, размер дефицита оценивается в $290 млн. Если ничего не будет предпринято, то регион ждет катастрофа. Даже в судах будет такая нехватка персонала, что невозможно будет отправлять судебные уведомления, проводить мониторинг несовершеннолетних правонарушителей, собирать и распространять алименты и т.п. В масштабах всей страны, налоговые доходы росли, но темпы очень медленные, а занятость по-прежнему хуже докризисных уровней более чем в половине штатов. В 30 штатах уровень доходов меньше, чем во время пика. Бюро переписи населения недавно сообщило, что в 2014 финансового году размер поступлений вырос на 2,2% по сравнению с предыдущим годом. Но 17 штатов заявили о падении налоговых доходов. Самое большое было на Аляске, где доходы сократились сразу на $1,7 млрд. В штате Иллинойс, законодатели пытаются выяснить, как закрыть дыру в бюджете на $6 млрд в следующем году. А в Канзасе проблемы начались после того, как был сокращен подоходный налог. Это решение защищает губернатор Сэм Браунбек, хотя из-за него был снижен кредитный рейтинг, вырос дефицит бюджета и усилилась политическая нестабильность. Падение доходов привело к тому, что чиновникам пришлось закрывать школы раньше, чем планировалось. По мнению республиканцев, снижение налога должно было стимулировать экономическую активность, и это должно было компенсировать потери. Но, в результате, этого эксперимента получился дефицит на уровне $800 млн. Любой устойчивый экономический спад может ухудшиться ситуацию в государственном секторе США. Властям придется разрабатывать программы спасения штатов, как это было в Европе. В Morgan Stanley говорят, что доступных политических решений становится все меньше, и это будет препятствием для дальнейшего прогресса в решении долгосрочных проблем.
|